История о том, как я заказывал кактусы у Плаппа.

Итак, буквально пару дней назад, я получил таки посылку с кактусами от Плаппа. И вот теперь, могу подробно изложить во всех подробностях, как это: заказывать кактусы в интернет - магазине. Этот рассказ я пишу для того, чтобы прояснить картину для тех, кто захочет сам повторить мой опыт. По ходу дела, я буду вставлять рекомендации, так, что Вы сможете пошагово воспроизвести всю последовательность.

  Началось всё прошлой осенью. Я давно знаю сайт кактусного питомника Альберта Плаппа. http://www.kakteen-plapp.de. Предложенные к продаже растения меня порадовали и ценой, и размерами, и ассортиментом. Возможно, там нет таких уж сильных редкостей, но, к примеру, всегда мечтал о большом Ferocactus latispinus, а мои «теннисные мячики» пока вырастут до размера, когда колючки будут с лезвия перочинного ножа, я на пенсию пойду.

Ещё пару лет назад я завёл банковскую карточку «Visa Classic». Лично я это делал в «Сбербанке», но ничто не мешает – и в любом другом, где условия Вам понравятся. В среднем, содержание такой карточки обходится в 600р в год. Отмечу, что более дешёвая «Visa Electron» - не годится. Через неё нельзя платить за товары, купленные по интернету. Обычно я не держу на карточке много денег, так - чтобы покрыть ежемесячные платежи за её обслуживание. Я это делаю, в частности, и для того, чтобы в случае взлома карточки жуликами, не пострадать сильно. То есть алгоритм такой: когда надо платить, иду в банк, кладу деньги на карточку (нужна карточка сама, паспорт, и само собой, наличные деньги),  и в тот же день, или на следующий - произвожу перевод. Сейчас у меня рублёвая «Visa» (то есть, банковский счёт открыт в рублях), но я уже собрался менять её на евровую. Делаю это, чтобы уйти от двойной конвертации. Поскольку расплачиваюсь я карточкой в основном в интернете, то, имея некий запас наличных евро – невыгодно переводить из евро в рубли, кладя на карточку, и, потом, снова переводить в евро – при оплате. Ещё буквально чуть-чуть про карточку и оплату расскажу, и начну про кактусы и прочие радости. Плаппы принимают оплату по системе «PayPal». Эта система может принимать деньги с разных источников, в том числе и с карточки «Visa». Но для того надо сделать следующее: зайти на сайт www.paypal.com, зарегистрироваться, ввести номер своей карточки. Система снимет с Вашего счёта 1.5 что ли доллара, произойдёт «привязка», сверка регистрационной информации, и эти 1.5 бакса положат Вам на счёт обратно. Обычно процедура длится день-два. У меня всё прошло за несколько часов. Всё, теперь можно платить. Чтобы отправить любую сумму денег с Вашей карточки на счёт продавца – надо только знать его адрес PayPal. Обычно это адрес электронной почты. Войдя в систему PayPal, вводите адрес, сумму, и всё – деньги ушли. Если у Вас на карточке включена такая возможность как оповещение об операциях на мобильный телефон – то можно буквально тут же увидеть, как деньги уходят с Вашего счёта.

И вот, посмотрел я на предлагаемые кактусы, выбрал, что понравился, пишу туда, мол – продайте, и прилагаю список. Со мной общалась Johanna Plapp – жена владельца питомника. Всё общение происходило на английском. Она мне сказала, что для того, чтобы выслать кактусы за пределы Евросоюза, нужно приложить к ним фитосанитарный сертификат. Это документ, которым Германия подтверждает, что высылаемые растения не заразны. Но, говорит Йоханна, для того, чтобы мы могли выдать фитосанитарный сертификат, нам надо от Вас (то есть от меня), получить «Импортное карантинное разрешение» (ИКР), документ, в котором Россия говорит, что мол, этому гаврику ввезти растения разрешаем. Я её спрашиваю: «а где ж его брать-то?» Она: «Это Вы в России живёте – Вам лучше знать». Так начался первый этап моей возни.

 Для начала, сунулся я к местным городским ветеринарам. А должен заметить, действие происходит в г.Миассе Челябинской области. Ветеринары, на мой вопрос про ИКР и кактусы сказали: «Ну, мы, вообще-то, по живым организмам…». На что я им ответил : «Так кактусы - очень даже живые, но не животные». В результате разговора, они мне рекомендовали обратиться в Россельхознадзор Челябинска. И дали телефон. Звоню туда. И тут начинается история «Дом, который построил Джек». Каждому следующему слушателю, история рассказывалась всё длиннее и длиннее, поскольку все хотели знать, откуда я к ним попал. Итак, Россельхознадзор. Берёт трубку мужик, и, после моей «песни о кактусах, ИКР и ветеринарах», сообщает: «Ну... я вообще-то, по скоту...» Он направил меня на некую тётю, та оказалась «по зерновым», а уже она дала телефон «Отдела карантина растений». То есть тех людей, кто проверяет всякие семена, саженцы, и плоды, приходящие из-за границы. Дозвонился я наконец до тех людей, кто на слово «ИКР» не делал круглые глаза, и не разводил руками. Они и говорят, надо приехать к ним, в Челябинск (а путь тоже не близкий – 100 км в одну сторону), написать заявление, они в течении месяца будут его рассматривать, и по результатам выдадут, или не выдадут оное «импортное карантинное разрешение». (Отмечу, что вся процедура проводится бесплатно.) Тут я понял, что дело долгое, и как раз скоро наступят холода, и сговорился с тётей Плапп о том, что буду ждать весны, и тогда уже заказывать.

  В апреле сего года, я решил возобновить свои поползновения за кактусами. А за осень-зиму прошло много всего: евро вырос с 35 до 45, что сильно сократило мои возможности по покупке, но, всё же, не остановило совсем. Позвонил в Челябинск в Россельхознадзор, упредил, что приеду, приехал, давай писать заявление. Во-первых, стребовали с меня названия родов и видов на латыни. Ну ладно, я – кактусист, а вот кто заказывает какие ни будь цветы из Голландии – тоже пишет? И знает? И эти ребята - карантинщики меня крайне озадачили следующим вопросом: «Где посылка будет проходить таможенный досмотр?». Я откуда знаю? Говорю: «почта же – где-нибудь в Москве». Они, как я понял, имели до меня опыт только по грузовым перевозкам. И настаивали на таможенном терминале аэропорта Екатеринбурга. Я взял тайм-аут, чтобы посоветоваться, спросить у знающих людей. Первым делом полез на сайт нашей родной «Почты России». Нашёл телефон горячей линии. Звоню, и спрашиваю девочку-оператора, где, мол, у вас, Почты России, находится пункт таможенного контроля посылок, приходящих из Германии? Девочка честно и без раздумий отвечает «Не знаю!», и на вопрос «А к кому обращаться с этим вопросом» отвечает ровно то же самое. Почта России как всегда – в своём амплуа. Ладно, написал этот вопрос в рассылку «Cacti_in_russian», и на сайт www.cactuslove.ru.  В рассылке мне ответили, что она умерла, и никто ничего внятного сказать не может. А вот на «кактус-лаве» мне ответил Анатолий Иванович Михальцов. Я его довольно давно знаю, заказывал и у него семена и растения, и присоединялся к импортным заказам, и, я знаю, он покупал растения за границей. Привожу его ответ:

«Дмитрий, скажите своим карантинщикам, что ввоз посылки с растениями осуществляется через Международный почтамт в Москве. Я всегда так и указывал в заявлении. На этом почтамте есть и таможенная служба и карантинщики. У нас в Омске своя таможенная служба, свои карантинщики, поэтому иногда посылки приходили с уведомлением от московских таможенников, где указано, что досмотр посылки осуществляется на омской таможне, и они в течение 2-х недель должны отправить в Москву документы о досмотре. По опыту могу сказать, что если посылка оценена более чем на 200$, то тогда таможня высылает уведомление, так как необходимо оформлять документы на таможенную пошлину. Поэтому напишите Плаппу, чтобы посылку оценивал ниже. Обычно таможенники пропускают посылки, где вложен фитосертификат, эти посылки должны вскрывать ваши карантинщики.

чтобы посылка прошла гладко, Вы отправляете Плаппу импортное карантинное разрешение (ИКР) по факсу или по электронной почте, и он прикладывает эту бумагу к фитосертификату. После получения посылки на почте Вы её везёте к карантинщикам, если они этого требуют заранее.
Конечно, если посылка без уведомления, её не досматривали в Москве, можно получить посылку на почте без проблем и вообще никому не возить... Но! Вы же оформляете ИКР и, чтобы в дальнейшем не было проблем с получением ИКР, лучше не конфликтовать с карантинщиками.»

 

С отделом карантина растений я договорился так, что как узнаю, перепошлю им заявление по электронной почте. Вписал, что надо, перепослал, позвонил. Они сказали – что через неделю можно будет забирать. А забирать – сами понимаете – это снова переться в Челябинск. Ну, что поделаешь, охота пуще неволи, взял ещё отгул, поехал. Гляжу на это самое «ИКР», и вижу там следующее: «0602: черенки кактуса для озеленения». Это, как оказалось, есть специальный кодификатор, и там про кактусы вот так написано. Ну, черенки – ладно, фиг с ними, но мне указали 20 штук, хотя хотел я 50. Спрашиваю их: « а что, есть какие то принципиальные ограничения, чтобы больше 20 штук в одни руки не давать?». «Нет, просто опечатались». А ИКР делается на «Бланке-Строгой-Отчётности». Ну, как вексель. Весь из себя зелёненький, с водяными знаками, голограммой,  серийным номером, в Москве в едином реестре зарегистрированный. Всё серьёзно. И переделывать им очень неприятно. Получается, они бланк попортили. Сговорился на том, что если товарищи немцы не будут возражать, и выдадут фитосанитарный сертификат на 50 растений, то со стороны карантинщиков никаких препонов не будет. Да, ещё отмечу, что в графе «пункт пропуска через границу» написали « Международный почтамт г. Москвы, ТПП аэропорта «Шереметьево».

  Приехал я домой с ИКР, и полез на сайт Плаппов, навыбирал растений, отослал им список. Они дали адрес, на который переводить деньги (адрес ровно такой же, как адрес электронной почты), я залез на «PayPal», и перевёл. Это не сложнее оказалось, чем  отправить письмо по электронной почте. И заняло минут 10. По поводу опечатки в ИКР мне было говорено, что это не проблема, и сертификат будет, на сколько заказано растений. 

  Ну, я, само собой, сел ждать, когда мне отправят кактусы. А тут, надо Вам сказать, случился день Победы. И вот я думал, поздравить ли немцев или нет? Решил – лучше не надо. А они куда-то запропастились. Пишут через неделю примерно: мы, мол, в отлучке – на выставке в Италии. Вернёмся – отправим. Я, по совету Анатолия Ивановича попросил Йоханну Плапп при пересылке занизить стоимость заказа до 150 евро, так, чтобы не возникло вопросов у таможни. Однако, когда, таки, растения мне были высланы, она в письме выразилась примерно так: « я забыла уменьшить стоимость заказа, но, с другой стороны, посылка оказалась тяжелее, чем предполагалось, так что и я переплатила». Логика получилась примерно следующая: переплатила я, переплати и ты. Ну, что ж теперь, стал ждать. Спросил я с той стороны номер посылки, чтобы посылки, чтобы по интернету отслеживать её пусть. Есть вот такой адрес на сайте «Почты России»:  Но Йоханна сказала, что у них, почему-то, внутри страны код посылки один, а, когда она выходит за границы Германии, ей присваивается другой код. Просила подождать неделю, если, говорит, через неделю не придёт, тогда она сходит на почту, и выдаст мне «внешний» код посылки. Через неделю, само собой, ничего не пришло, я попросил, и она мне выдала код. Я тут же полез смотреть – где мои кактусы. Надо сказать, что немецкая почта дело своё знает, от немецкого Jesendorf, до Москвы дошёл за 2 дня. И дальше 6 дней валялся в оном Шереметьево в «пункте международного обмена почты». Ну, думаю, досмотрели всё там. Ещё через 4 дня – приходит извещение о посылке. Я в тот же день беру машину, и еду на почту, получать.

  Тут начинается следующий этап моего «большого пути». Этап местный. Прихожу на почту, а там кассирша явно вспомнила почтальона Печкина. «Вот ваша посылка, но я Вам её не отдам. Идите в таможню, растамаживайте». На вопрос «где таможня?» внятного ответа дать не смогла. Выдала пачку бумаг: лицевой адресный листок посылки, в котором значилось, что в Москве никто ничего не досматривал, и «нуждается в фитосанитарном контроле на месте»; Фитосанитарный сертификат, тоже весь из себя красивый и зелёный, и счёт к нему, в котором красуется вся моя сумма. Во всю, так сказать, дурь. Ладно. Вышел из почты, сел в машину, позвонил в справочное, узнал телефон таможни. Как выяснялось, и впрямь, у нас, в Миассе, вдали от границ, есть, таки, своя таможня. Не пуп чесать! Спрашиваю: «Можно подъехать?» Можно. Поехал. Приезжаю, даю документы. Таможенники:

- А что у Вас там?

- Кактусы.

- одиннадцать килограмм?

- да.

-  на четыреста двадцать девять евро?

- да.

Они явно удивились. Принялись читать бумажку («нуждается в фитосанитарном контроле на месте»), чесать затылки... Проскакивали фразы: «Надо поднимать инструкции…», «Отгораживать карантинную зону на почте…»

Меня спрашивают, как я умудрился получить на растения фитосанитарный сертификат, я им рассказываю всю эту весёлую историю про ИКР. Они попросили позвонить в Россельхознадзор, и узнать – что же делать дальше. Ну не вопрос, на следующее утро звоню карантинщикам. Те говорят: «Вам лучше в Златоуст обратиться, у них отдел карантина к Вам ближе находится». Дали телефон. Звоню в Златоуст, рассказываю всю историю ещё раз. Там, как оказалось, тоже вполне добродушные тёти-инспекторы. «А что ж Вы вчера то к нам не звонили?». Выяснилось, что они в Миассе бывают по понедельникам, и, соответственно, я звоню во вторник, а они будут через неделю. Но, если я желаю быстрее (а я, само собой, желаю, растения-то в посылке томятся уже вторую неделю), то я могу за инспектором съездить в Златоуст, и с ней вместе проехать на почту, и досмотреть посылку. И смотался я дважды в оный Златоуст туда и обратно. Первый раз поехал по GPS, хорошо хоть он есть. Нашёл их там, забрал инспектора, поехали смотреть. По пути обсудили всякие аспекты их деятельности. Оказалось, Челябинская область имеет карантин по жучку древоточцу – тут его в изобилии, а экспортировать его нельзя. Всё дерево окоряют и обрабатывают ядом при вывозе. Узнал много нового. Приехали на почту. Сидит ровно та же девица - кассир, что была и.о. п. Печкина. Я ей говорю: «Здравствуйте», думаю – узнала и в курсе, что отправила меня к таможенникам,  и дальше «Я Вам инспектора привёл…». А инспектор, во-первых, в синей форме, с погонами, и протягивает ей красные корочки. Вот тут кассир и осела... Там такая началась суета на почте – все кассиры забегали, «ой, инспектор, инспектор…», давай выкликать заведующую почтой. Ну, всё быстро выяснилось, провели нас внутрь, достали посылку, и мы её вскрыли. Растения все упакованы были довольно грамотно, всё чисто. Собрались вокруг все эти тёти – почтальонши. Стали вспоминать, чего только у них через почту последнее время не проходило. Самое было экзотическое, даже я про это знал (на городском сайте писали),  кто-то заказал в интернет – магазине, кажется в Гонконге, японский меч – катану. И она таки пришла. Во всяком случае, до местной почты доехала. А тут проявились уже всякие кэгебешники и прочие ребята – мол нельзя ввозить мечи – холодное оружие.  Ещё отмечу важную, на мой взгляд, деталь: инспектор, проводя фитосанитарный контроль, определяет наличие вредителей визуально, без всяких «отборов проб для лабораторных исследований». Во-первых,  кактусы не подпадают под какой-то ГОСТ, регламентирующий этот отбор проб, а во-вторых, в ИКР есть перечень вредителей, которых должно не быть на кактусах:

-         калифорнийская щитовка;

-         табачная белокрылка;

-         и другие, согласно «Перечню карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)) от 26 декабря 2007г №673.

То есть, проверяющим не особо важно, здоровы ли растения вообще, а важно, чтобы нескольких конкретных видов вредителей на них не было.

  По результатам осмотра, уже в Златоусте, мне выписали «Акт фитосанитарного контроля», тоже весь красивый и зелёный и, как и ИКР, на бланке строгой отчётности. Всё удовольствие обошлось в 100 с копейками рублей. У отдела карантина растений есть тариф: 35 копеек за 1 осмотренную единицу. Единиц, соответственно, было 50, вот и вышло. Ну, и, само собой – мой бензин, время и прочее.

С полученным актом я поехал снова к таможенникам, они его взяли, подшили к делу, а мне выдали квитанцию на оплату таможенной пошлины. Ситуация с пошлинами следующая: если ввозимый груз стоит дешевле 10 000 рублей, то пошлиной не облагается. Если же больше, то пошлиной облагается вся сумма за вычетом этих самых 10 000. Размер пошлины – 30%. В моём случае: 43(курс евро) Х 429 = 18447 р.

(18447 – 10000) Х 30% = 2534 р. То есть, суть такова: если не пытаться договориться с продавцом о занижении цены, и покупать честно всё как есть, то получается одинаково: или одна большая посылка с 1 сертификатом (20Евро), но придётся доплачивать пошлину, или две посылки поменьше, без пошлины, но с двумя сертификатами. Я поехал в банк (Причём в точно указанное таможенниками отделение, а не в какое попало. Там какие-то хитрости «не все отделения с таможней работают»), оплатил, вернулся в таможню, показал им квитанцию, они мне выдали бумагу с разрешением забрать посылку на почте. С ней я поехал на почту, и, наконец-то, получил свои кактусы.

  Вот, собственно и вся история с получением. В конце хочу рассказать о качестве пришедших растений, и всяких тонкостях, связанных именно с Плаппами. В целом, я оцениваю качество  кактусов, как хорошее. Растения явно хорошо росли, и росли быстро – нет всяких следов долгих лет прозябания вроде одревеснения по самую макушку и т.д. Особенно Плаппам удались ферокактусы, ехинокактусы и телокактусы. То есть – крупные, хорошо растущие роды. Так же, весьма порадовали маммиллярии. Несколько озадачил разбег в калибре. Я заказывал по паре растений одного вида, и некоторые весьма заметно отличались одно от другого по размерам. Упакованы растения были весьма качественно. При перевозке пострадало только одно растение: Neoporteria villosa – её кто-то расплющил. С другой стороны, меня скорее удивляет обратное, что при таком отношении к посылкам, как на нашей почте – вообще что-то дошло. Я лично видел, как мою посылку кидали и пинали. К слову, я сообщил о потере Плаппам, и они сказали, что вышлют другую взамен при следующем заказе, если они ещё будут в наличии.

  На сайте Плаппов какая-то странная система обозначения размера растений, я так понял, они их калибруют по номеру горшка, в котором растение сидит, а, согласитесь, в один и тот же горшок можно посадить совсем разнокалиберные кактусы.  Ferocactus latispinus оказались мельче, чем я ожидал, но зато хорошо околюченные, а Homalocephala texensis – наоборот – заметно крупнее ожиданий, но с меньшими колючками, чем было показано на фотографиях на сайте.

Несколько слов о недостатках и проблемах. На кактусах были обнаружены красные клещики и следы паутины. Это к вопросу о всяком «фитосанитарном досмотре». Я, само собой, тут же протравил всех «антиклещом». Проверил – пока никаких клещей больше не видно. Так же наблюдаю проблему с корнями у растений. Конечно не у всех, а всего у двух-трёх из 50, но – факт. Есть подгнившие корни, так называемая «красная гниль». Neochilenia napina имела прогнивший до верхушки центральный проводящий пучок. Жить не будет. Единственное - она была обдетковавшаяся  - и то хоть радость. У Corypantha poselgeriana v.valida – одной из двух – тоже пришлось удалять корни. Но там гниль далеко не зашла, растение сформировало какой-то защитный барьер, и мёртвые, ржавого цвета пучки локализовались в нижней части стебля, вверх никто не прошёл. Так же на довольно многих растениях есть следы уколов колючками соседей. Причём следы не свежие, то есть эти проколы образовались до пересылки. Но, ещё раз повторюсь – в целом, впечатление кактусы производят весьма приятное, а проблемы – ну, без них не бывает. Проблемы, в большинстве своём не фатальные, и устраняемые. Я очень сомневаюсь, что, памятуя о моём происхождении из России, мне специально подбирались растения похуже, но, думаю, что самый лучший вариант покупки кактусов – это лично приехать к тем же Плаппам на плантацию, и выбрать, что понравится, какого нужно размера, околючения, качества выращивания, тем более, они на своём сайте приглашают их посетить. Возможно, как ни будь, я до них и доберусь.

Я постарался честно и подробно изложить всю последовательность заказа кактусов по интернету. Надеюсь, это поможет желающим заказать, самим разобраться в ситуации, понять – надо это им или нет, и, если вдруг надо – заказывать самостоятельно.

 

 

Hosted by uCoz