Как делать стереофотографии.

Как следует из самой идеи создания стереоизображения, для того, чтобы сфотографировать стерео - нужно сделать 2 кадра. По одному для каждого глаза. Затем уже разместить или отпечатки или файлы вместе так, чтобы изображение для левого глаза оказалось справа, а для правого - слева.
Как показал мой опыт, глаза могут подстраиваться под изображение, прощают некоторые различия между изображениями - расхождения по высоте расположения объектов, повороту камеры относительно вертикальной оси. Однако у всего есть пределы. Можете попробовать - насколько сильные расхождения допускают Ваши глаза.
Я снимаю стереопары следующим образом. Во-первых, кадрирование: аппарат располагаю так, чтобы получить вертикально расположенный кадр ("книжное расположение страницы") длинная сторона кадра - вертикальна. Почему я снимаю так? Потому, что если составить два таких кадра, как раз и получится одна стереопара обычной горизонтальной пропорции. Такие пары удобнее смотреть на мониторе, потому, что при просмотре заполнен весь экран, нет чёрных полос сверху и снизу. Далее, "база" съёмки. Я не применяю никаких специальных приспособлений вроде сдвоенных камер или штативов с полозками для перемещения камеры. Всё делаю обычным фотоаппаратом с рук. Придумываю композицию кадра, нахожу твёрдое, желательно ровное место. Ставлю ноги на ширине плеч, переношу центр тяжести на правую ногу. Для удобства, чтобы не вспоминать, какой кадр у меня где на плёнке, я принял правило, что всегда первым снимаю правый кадр. Это помогает не ловиться на "инверсном стерео". Можете попробовать - если не менять левый и правый кадры местами, и пытаться смотреть стерео - будет чудесный эффект инверсии - " всё наизнанку". То есть, более близкие предметы будут казаться более далёкими и наоборот. Выглядит ужасно, но попробовать посмотреть очень даже интересно. Итак, продолжаем про съёмку. Переношу центр тяжести на правую ногу, навожу резкость, выдержку с диафрагмой, всё как обычно. Несколько слов о компоновке кадра. Перед съемкой я, глядя в объектив, раскачиваюсь, перенося центр тяжести с правой ноги на левую и обратно. Как правило это даёт вполне достаточную "базу" между "глазами". Посмотрите на рис.1, прямоугольник перед камерой - это гипотетический объект съемки.

Раскачиваясь с ноги на ногу, я примеряюсь так, чтобы края интересующего меня сюжета (или одного предмета, или композиции) находились в кадрах, как в случае правого, так и в случае левого кадров. Дальше - дело техники. Стоя с центром тяжести на правой ноге, делаю правый снимок, переношу центр тяжести на левую ногу, и делаю с теми же настройками второй, левый снимок. При переносе следует стараться соблюдать горизонтальность переноса. Запомните где был, например, верхний край кадра, и перенеся вес влево, поставьте его на то же место по вертикали. Миллиметровой точности не требуется, огрехи можно будет потом убрать, сопоставив снимки в фотошопе и обрезав лишнее как сверху, так и снизу. Очень интересны эксперименты с шириной базы. У человека она - 70мм, как я уже и писал. При переносе центра тяжести с ноги на ногу, получается порядка 300-400мм. В принципе можно снимать и с большей базой, но нужны такие объекты, которые это позволят. То есть, нужен только сильно удалённый задний план, без переднего, иначе на одном кадре будет впереди одно дерево, а на другом- уже совсем другое. При совмещении изображений такие объекты, дают "призраки" - полупрозрачные, мерцающие объекты. Так происходит при съёмке подвижных объектов. Такими "призраками" могут стать - ползущий по камню жучок, волны на воде, движущиеся люди и автомобили. Да, применяемый мной метод, даёт хороший результат только для неподвижных объектов. Во всяком случае неподвижных или малоподвижных во время, требующееся для проведения съёмки. Конечно, это ограничивает меня в выборе объектов для съемки, но поскольку я и так интересуюсь в фотоделе пейзажами, растениями, камнями - эти объекты для меня очень подходят. А чтобы снимать подвижные предметы в стерео нужна либо стерео-насадка на объектив, либо две камеры с синхронизированным спуском затвора. Я видел в сети как-то предложение такой насадки на объектив для фотоаппаратов "Зенит". Сам я снимаю как раз таки "Зенитом". Пробовал одно время снимать камерой " ФЭД-Микрон", у нее преимущество в том, что она снимает по полкадра. Таким образом на одну 36 кадровую плёнку можно снять 36 стереопар, но сейчас я отказался от этого метода, потому, что разрешающей способности плёнки, при таком маленьком кадре не хватает. Кадры получаются недостаточно резкими, зернистыми и с малым количеством мелких деталей.
Насчёт экспериментов с большой базой могу дать идею, мной пока даже не пробованную - облака. Ближнего плана нет, объем их не виден. Это определённо стоит попробовать. Весьма занятно ведет себя стереоизображение при слишком большой базе и близких объектах. Даже если удаётся снять, например одно дерево в лесу, с базой в пару метров, то такое стерео при просмотре превращается в так называемое "супер-стерео". Видно, что находится за стволом. Все предметы выглядят неестественно. Картинка напоминает детские раскладные книжки, где объекты вырезаны из картона, и находятся на разном расстоянии от подложки. Я где-то читал насчёт поворота камеры во время съёмки - что нужно переносить камеру строго параллельно, не вращая по вертикальной оси. Посмотрите на рис.2. Вот про что я говорю. Я сам этому правилу следую, но, честно говоря, не могу сказать, как изменится изображение, если ее так поворачивать, но подозреваю, что возможен эффект вроде "супер-стерео".
При стереосъёмке малогабаритных объектов, таких, как цветки, листья, достаточно переносить камеру на небольшое расстояние, соблюдая условия, изображённые на рис.1. Совершенно не важно, если это смещение будет меньше 70мм. Главное чтобы была некоторая разница в изображениях.
Надеюсь, мои рекомендации окажутся полезными в деле. Желаю успехов!

 

Hosted by uCoz